Как привить ребенку желаемые качества
Все родители хотят, чтобы их дети были счастливыми и выросли успешными людьми.
На формирование личности каждого человека влияют способности и качества характера, передающиеся нам с генами, а также внешние факторы, которые окружают нас в процессе взросления.
Наблюдая за своим сыном, я задумывалась над тем, что у него очень хорошие способности данные ему от природы. Он умный, способный мальчик, но почему-то не очень уверенный в себе человек. Это проявлялось во многом.
Например, на днях рождения своих одноклассников он уклонялся от конкурсов, потому что боялся выглядеть смешным. Никогда первым не проявлял инициативу, чтобы познакомиться и подружиться с ребятами в лагере или другой ситуации, когда многие ребята активно шли на контакт.
Меня волновала его неуверенность. Не один раз я разговаривала с ним на эту тему. Сын приводил аргументы, почему стесняется, рассказывал про свои ощущения.
В ответ я пыталась довести до его сознания, как важно быть коммуникабельным человеком, что это очень пригодится ему в жизни. Но самое главное я никак не могла понять, откуда взялась у него эта неуверенность в себе.
Однажды мне пришла в голову следующая идея: я взяла листок бумаги, разделила его на два столбца и попросила сына написать в правом столбце 5 положительных качеств его характера, а в левом отрицательных.
Для меня было важно понять, что он думает о себе. Когда сын написал 5 отрицательных качества, он спросил: а 6 можно? Я не возражала.
А вот с положительными качествами ему было гораздо труднее. Их он смог сформулировать только 4. Прочитав формулировки сына, я попросила привести примеры ситуаций, которые подтверждают, что указанные на листочке качества присущи именно ему.
В столбце положительных качеств фигурировало: чувство юмора; сообразительность; сопереживание; целеустремленность. Сын начал рассказывать истории.
Сообразительность он пояснил следующим образом: "Мама, когда папа объясняет тебе и мне как пользоваться новыми гаджетами, я всегда быстрее тебя вникаю в папины объяснения. Или я умею решать сложные примеры в уме и т.п.
" По сочувствию и чувству юмора также были приведены конкретные примеры. На качестве - целеустремленность он начал сомневаться. В последнее время я говорила, что целеустремленность, это очень важное качество и его нужно развивать.
Для этого вместе с сыном мы ставили небольшие цели, разрабатывали мероприятия для их достижения. К моменту моего эксперимента не все цели были достигнуты. Возможно, в связи с этим возникла неуверенность в том, что это качество ему присуще.
Но когда мы перешли к анализу отрицательных качеств, я пришла к выводу, что сомнения, скорее всего, объясняются совсем другим.
В столбце отрицательных качеств фигурировало: стеснительность; обжорство; незаинтересованность; лень; игромания; грубость старшим.
Я спросила сына: Почему ты считаешь, что обжорство присуще тебе?
- Во первых я очень люблю сладкое, во вторых я люблю часто поесть, поэтому я полнею.
- А ты сможешь назвать кому из ребят не присуще это качество?
- Да большинству парней в нашем классе.
- Они не любят сладкого, или едят реже чем ты?
- Сладкое мама любят все дети - смотрит на меня, какие глупости я его спрашиваю - а едят они конечно меньше моего. В школе в столовой я люблю поесть вкусные котлеты и другую еду. А ребята обычно посмотрят на подносы, выпьют компот и к еде не притрагиваются.
- Неужели весь день они ходят голодными? Удивилась я.
- Конечно же - нет. Они покупают себе чипсы, сникерсы и т.п.
- А ты?
- А я не покупаю, ведь ты всегда мне говоришь, что такая еда вредит здоровью и способствует полноте.
- Почему же ты решил, что ешь чаще других?
- Да вы с папой постоянно мне говорите, что я должен соблюдать правильное питание, а когда я не соблюдаю - сообщаете, что неумеренное питание может привести к проблемам с фигурой.
У моего ребенка действительно есть предрасположенность к полноте. Причины полноты детей могут быть разные. Мы обращались к эндокринологу, чтобы понять есть ли проблемы со здоровьем у нашего сына.
Специалист заверил, что нарушений в эндокринной системе нет, но все - таки существует превышение веса над ростом ребенка. Если в детском возрасте не обращать внимание на эту небольшую проблему, во взрослой жизни это может выразиться в более серьезные проблемы с весом и всеми вытекающими из этого последствиями.
Врач порекомендовала соблюдать диету и следить за достаточностью физических нагрузок.
Не всем взрослым хватает терпения соблюдать диеты, а уж ребенку тем более. Поэтому нам приходилось периодически сдерживать желания сына в поедании сладостей.
Иногда это превращалось в противостояние и в порыве наших благих намерений мы не понимали, что наши замечания превращаются в штампы: " не нужно объедаться"; " неограниченное поедание сладкого приводит к проблемам с фигурой" и т.п.
На самом деле наш сын ел не больше других своих сверстников, просто его конституция и генетическая предрасположенность к полноте предполагает определенные ограничения.
Но наши замечания сформировали у сына мнение, о том, что обжорство - это его черта характера.
К такому же выводу я пришла, когда мы обсуждали качество - лень.
- Почему ты считаешь себя ленивым? - спросила я сына.
- Мама да вы родители, и бабушка, и дедушка мне постоянно говорите, что с моими способностями если я не буду лениться, то смогу учиться гораздо лучше.
Я вспомнила, что очень часто в разговорах мы употребляли слово " лень" применительно к нашему сыну. И он стал считать себя ленивым.
Все отрицательные качества, которые сын себе приписал, были не чем иным, как нашими словами в его адрес. То есть мы сами заложили в него лень, неуверенность, благодаря нам он стал считать себя обжорой, и зависимым от компьютерных игр.
А целеустремленным он стал себя считать совсем недавно потому, что я стала ему говорить - ты целеустремленный, давай проверим это. Придумаем себе задачу, наметим план действий и посмотрим на результат.
Так как период времени, когда звучали мои установки по целеустремленности, был еще мал, ребенок не успел поверить, в то, что он действительно целеустремленный человек.
Когда человек верит в то, что он ленив, у него не остается выбора быть другим!
Я очень корила себя и мужа за то, что мы пусть и не осознанно, своими словами заставили верить сына в его дурные качества.
Зато теперь я знаю, как мне действовать. Нужно очень следить за своей речью и не допускать формирования отрицательных штампов. Нужно говорить как можно чаще своему ребенку о том, какой он смелый, умный, уверенный и т.п.
Я знаю, что существуют 7 фраз, которые нужно говорить ребенку как можно чаще.
Невозможно оградить детей от отрицательных штампов, высказанных в их адрес посторонними людьми. Задача родителей своим авторитетом формировать мнение ребенка о себе. Если вы хотите привить своим детям какое-нибудь качество характера, как можно чаще повторяйте ему, что это качество у него уже есть.
Если мой рассказ вызвал у кого-то сомнения, попробуйте провести тест со своим ребенком, такой же какой провела я.