5 правил - как приучить ребенка к домашним обязанностям
Бытовые хлопоты стали причиной не исчисляемого количества ссор и весьма внушительного количества разводов. Если взрослые порой не могут договориться...
О домашних обязанностях или как всем не перессориться
Если взрослые, опираясь на свой более объемный жизненный опыт, не могут порой мирно решить - кому и когда мыть посуду или вытирать пыль – то, что говорить о детях или подростках, у которых понятие об аккуратности и работе по дому порой напрочь отсутствует.
Но бытовые вопросы сами по себе ни когда не решатся, да и привычки и навыки у детей закладываются с младенчества - так что все равно надо приучать заботиться о себе и месте своего пребывания/жительства с малолетства.
С чего начать? Как это ни банально- с собственного примера! Именно глядя на взрослых дети вырабатывают свою модель поведения. Так что вы просто не имеете право демонстрировать, что работа по дому это суровая тяжелая повинность, которую вы всеми силами хотите спихнуть хоть на кого-нибудь - лишь бы самим не заниматься.
Отсюда вытекает первое правило - личный пример!
Второе правило - лень двигатель прогресса, тьфу не так - прогресс на благо семьи!!! :)
На сегодняшний день техника успешно заменяет человека во многих бытовых вопросах - не экономьте на ней!!! Автоматические стиральные и посудомоечные машины, роботы-пылесосы, кофе машины, отпариватели и т.п. и т.д. - не только снимут с вас наиболее монотонные и неприятные обязанности, но и освободят время, которое вы сможете с пользой потратить на себя или семейное общение. Помимо этого мы плавно перейдем к третьему правилу!
Правило третье - интерес!
О чем это я? О том, что ребенка надо заинтересовать - только так можно добиться результата так сказать "не силовыми" методами.
Заинтересовать можно по разному - например автоматизацией работы (смотри правило второе). Это относиться особенно к мальчикам - им куда интереснее возиться с техникой, чем нудно протирать тряпкой пыль.
Заинтересовать можно и предложив сделать ребенку самому что-нибудь то, что он ни когда не делал - но чем сможет похвастаться перед остальными членами семьи. Например - приготовить салат или десерт, разобрать и красиво расставить книги и/или сувениры. Выполняя такие поручения, ребенок будет чувствовать себя взрослым (доверили продукты, ножи, плиту, дали самостоятельность) - это ему будет льстить.
"Люди гибнут за металл". Но в нашем случае и "презренный" металл порой может быть полезным. За особо серьезные поручения или за инициативу и изобретательность ребенка можно поощрить и деньгами. Например - моему сыну одно время нравилось изображать из себя владельца ресторана и кормить нас с супругой с соблюдением соответствующего антуража (свечи, бокалы, меню, сервировка). Ну и нравилось получать за это соответствующие чаевые.... ;)
Одновременно хотелось бы отметить то, что платить за ежедневные обязанности (заправить кровать, сложить одежду) это все таки, по моему мнению, тупиковый вариант.
Интерес может выражаться и в том, чтобы всем вместе дружно быстро справиться с домашними хлопотами и пойти в кино, пойти играть в футбол, поехать в гости и т.д.
То есть интерес может быть крайне разнообразен - главное довести его до сознания ребенка.
Правило четвертое - кнут и пряник!
Вопросы наказания никто не отменял! Если ребенок откровенно пренебрегает своими обязанностями, то схема - "не сделал - не пойдешь гулять" или "не сделал - ни каких компьютерных игр" вполне рабочая! Главное при этом не забывать про первые три правила!
Но здесь очень важен подход - читайте Как правильно критиковать ребенка.
Правило пятое - бардак в детской комнате - это порой не бардак, а творческое познание мира
Помните что если ребенок, интересующийся и активный - у него в комнате никогда не будет идеального порядка!!!! Главное привить ему чувство меры- то есть, то чтобы он сам научился отличать творческий хаос от обычного бардака и мог без дополнительных напоминаний навести должный порядок. Сделайте интерьер комнаты подростка оригинальным, возможно тогда он будет более бережно относится к порядку в своей комнате.