Если у ребенка проблемы в новой школе
Я не психолог и не могу сказать, что знаю точный ответ на этот вопрос, но я на личном опыте, столкнулась с этим, и вместе с сыном мы решили эту проблему.
Надеюсь, мой рассказ поможет и вам.
Предыстория:
Мой сын способный мальчик и мы тщательно выбирали начальную школу. И выбрали очень хорошую гимназию. Среди всех кандидатов на поступление по баллам ребенок был на первом месте. В процессе учебы его рейтинг по оценкам снизился. Классный педагог объясняла это тем, что он при демонстрации своих способностей торопится и допускает ошибки.
Часто дети, которым от природы даны способности - хорошая память, логика и т. п. не очень любят напрягаться. Этот момент не обошёл и моего сына. В итоге к концу начальной школы рейтинг его оценок был уже не так высок. Середнячек в классе. Мы пробовали разные способы: убеждение, наказание – результат один - забыл, не успел, был не внимателен.
Помимо снижения оценок я наблюдала еще одну неприятную тенденцию. Мой сын не только не стремился быть первым в учебе, но и в общении с ребятами не особо преуспел. Он выбрал себе одного друга и общался только с ним. Потом друг решил, что в компании мальчиков заводил ему будет интересней. Общение с моим сыном сошло на - нет. Ребенок был очень расстроен и посчитал это предательством.
Проблемы взаимодействия со сверстниками подтверждались и другими примерами. Сын не любил ездить в летние лагеря, на днях рождения, когда дети учувствовали в конкурсах, он активности не проявлял.
Все это меня беспокоило, финалом стал выпускной вечер в 4-м классе. Когда началась дискотека, большинство ребят старались выйти в центр круга и продемонстрировать свои способности в умении танцевать. Мой сын стоял у стеночки и неуверенно изображал какие-то движения.
Но ведь он умеет красиво двигаться! Он посещал бальные танцы, а дома когда звучала прикольная музыка – он мог так зажигательно танцевать - я видела это не раз и всегда хвалила его за пластичность.
Я задавала сыну вопросы – почему ты не стремишься к общению с ребятами? Почему ты не хочешь быть первым, учувствовать в соревнованиях, побеждать и т.п. В ответ сын говорил «Мама я другой» «Им со мной не интересно, а мне с ними». В принципе сильных потрясений не было – ситуация была стабильная. И я думала, может он действительно другой – не всем же быть лидерами.
В жизни я часто наблюдала следующую картину. Человек, наделённый большими способностями, высоким показателем ай Кью, порой добивается меньших результатов в работе, чем его менее способные коллеги. Это происходит от недостатка уверенности в себе, стеснительности и не инициативности.
После начальной школы мы приняли решение перевести сына в школу с математическим уклоном. Он успешно прошел испытания и его приняли.
Что мне делать?
Когда я столкнулась с этим, мне казалось, что выхода нет, и мой сын вырастет с комплексом изгоя.
Он приходил из новой школы угрюмый, специально простывал, чтобы заболеть. Мы разговаривали с ним пытаясь выяснить, в чем дело. Сын говорил, что не хочет идти в новую школу, с ним никто не хочет общаться, дразнят и обзывают. Я думала это временно и все постепенно как-то уладится. Но один раз сын прогулял урок английского языка, при этом рассказав мне в красках, как его на этом уроке спрашивали и как он хорошо отвечал. О прогуле я узнала от учителя.
- Почему ты солгал мне? Спросила я сына.
- Мама я хотел, чтоб ты мной гордилась, а на самом деле я не понимаю, что говорит мне учитель, и очень боюсь показаться глупым, надо мной, итак все смеются.
Тогда я поняла надо срочно что-то решать. Нужно действовать!
Мы откровенно поговорили, и сын рассказал, как его обзывают. Не буду приводить здесь эти слова, могу только сказать, что некоторые из них он даже произнести не смог. Такие они были обидные. Для того чтобы понять масштаб бедствия - я заставила его написать их на листочке. В этот момент я корила себя, за то, что мы приняли решение перейти в другую школу.
Поиск путей решения
Я решила узнать, как другие справляются с подобными проблемами, и стала смотреть на форумах. На них я прочитала следующее:
- Если у ребенка в школе были проблемы в общении, его дразнили, обзывали, не хотели принимать в свою компанию – это может отразиться на всей его последующей жизни. Он может вырасти закомплексованным неудачником и т.п.
Я не хотела такой участи своему сыну.
- Нужно срочно обратиться к классному руководителю и школьному психологу. Они обязательно должны помочь.
Но как можно доверить им эту важную миссию? Ведь если они допустят ошибку, будет только хуже. Когда я училась в школе, в нашем классе был мальчик, над которым все смеялись. После наставлений педагога о том, что мы ведем себя плохо, дети перестали его дразнить, но и общаться с ним не желали. Внешне все было отлично – нет конфликтов и т.п.
Такое развитие событий меня не устраивало.
- Если все вышеперечисленное не помогает – переводите ребенка в другую школу - советовали на форумах.
У нас способный мальчик и мы специально выбирали школу с сильным преподавательским составом. К тому же нет гарантий, что в другой школе ситуация не повторится.
Этот вариант нас тоже не устраивал.
Самое главное я понимала, что проблема заключается не в новом классе или школе, вопрос в не умении ребенка позиционировать себя в новом коллективе.
С этой ситуацией сталкиваются многие и во взрослой жизни. При вхождении в новый коллектив, очень важно себя правильно поставить. Я меняла место работы не раз и сталкивалась на практике как завоевывается доверие и уважение коллег. Какой бы сложный коллектив не был - добиться уважения к себе и справиться с конфликтной ситуацией возможно.
Но как научить этому ребенка? Ведь я не могу прийти с ним в школу и произнести за него нужные слова. Нет возможности за него решить, когда нужно дать сдачи, а в какой момент улыбнуться и не обращать внимание на "наглеца".
Столько способов заставить себя уважать применяла я на практике, и каждый зависит от ситуации, которая развивается в данный момент.
Я решила обратиться к независимому от школы психологу. Я задумалась: Как найти подходящего специалиста? Раньше мне не приходилось прибегать к их помощи. Одна знакомая рассказала свою историю. Когда ее дочь не хотела ходить в садик они обращались к разным психологам и все в голос заявляли, что ее дочь не детсадовский ребенок.
- Что это за категория детей и почему моя дочь к ней относится? - задавала она себе вопрос. И наконец, нашёлся специалист, который заверил – ваш ребенок абсолютно нормальный – просто дома ей очень комфортно, и поэтому, в садик она ходить не хочет. Подруга была очень довольна этим психологом – ведь он заверил ее, что проблем нет. Ребенок так и не стал ходить в садик. Они просто наняли няню.
Этот вариант мне тоже не подходит - решила я.
Я просмотрела всю рекламу в нашем городе о психологах и психологических центрах. Скажу честно, ни один из предлагаемых вариантов, меня сильно не воодушевил. Но я решила попробовать. Я выбрала, как мне казалось, подходящий психологический центр. На сайте говорилось, что специалисты не только помогают справиться со всевозможными проблемами, которые подстерегают нас повсюду, но и подскажут нам как повлиять на поведение других людей.
Как раз это мне и нужно!
Как хорошо, что на консультацию я пошла без сына…
Я рассказала психологу во всех подробностях, ту проблему, с которой мы столкнулись, и ждала от него какой - то помощи, может быть совета.
Приведу отрывок нашей беседы:
П: Почему вы раньше никогда со своими проблемами не обращались к специалистам?
Я: Потому, что привыкла решать их сама и пока, что у меня это получалось.
П: Но ведь когда вы хотите сделать себе красивую прическу вы идете к парикмахеру -
Мои мысли: Причем здесь парикмахер, если б я была психологом, я бы сравнила себя с врачом. И сделать себе красивую прическу я могу, и часто делаю это сама.
Я: А зачем я должна часто к нему обращаться?
П: Чтоб почувствовать себя счастливой.
Я: Я и так счастливый человек, просто сейчас столкнулась с такой ситуацией, из которой пока не вижу выхода, а вопрос нужно решать срочно, вот и обратилась к Вам.
Не буду описывать весь наш дальнейший диалог…
Итог был следующий:
П: Вы абсолютно не адекватный человек, в ваших мыслях сплошная путаница, и я за это дело не возьмусь…
В моем сознании возникло сразу столько мыслей:
- мне никогда никто не говорил, что я не адекватная;
- неужели психолог имеет право говорить такие вещи, человеку, обратившемуся к нему за помощью?;
- на мой взгляд, чем труднее задача, тем интересней ее решать, решив проблему неадекватного человека можно чувствовать себя крутым специалистом;
- и еще много мыслей на тему вежливости и правил гостеприимности (ведь я пришла в его офис) и как не крути, была гостьей;
Хамить, в ответ я не стала. Такой поворот событий, для меня был неожиданным и даже на какое - то время поколебал мою уверенность в себе и своих силах.
А ведь я могла после такого похода к психологу приобрести к проблеме моего сына еще и комплекс относительно себя, как неадекватного человека.
Я уверена, в том, что есть очень хорошие психологи. Возможно, их нет в нашем городе или мне просто не повезло.
Но желание ходить к этим специалистам отпало напрочь.
В итоге мы сами нашли выход из непростой ситуации и побороли проблемы, которые возникли в новой школе. Читайте об этом в статье: "Как справиться с трудностями в новой школе".
А если ваш ребенок гиперактивен, статья в помощь - Гиперактивный ребенок - что делать?