Психологическая подготовка ребёнка к школе
Подготовленность ребёнка к школе можно определить, оценив совокупность его общей, психологической и интеллектуальной подготовки.
В психологическом плане готовность у ребёнка возникает не сама по себе, а образуется постепенно и требует специально направленных занятий с ребёнком.
Как же проявляется психологическая не готовность ребёнка к школьному обучению?
Не готовый к школе ребёнок не может сосредоточиться на занятиях, постоянно отвлекается, не способен включиться в общий режим работы класса. Такой ребёнок мало инициативен, склонен к шаблонным решениям и действиям, ему трудно общаться со сверстниками и взрослыми по поводу решения учебных задач. Что уж говорить об умении подружиться. Даже не все дети 7-ми лет, готовый в психологическом смысле к школе, не смотря на то, что умеют читать и писать. «Быть готовым к школе не значит уметь читать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.)
Истоки возможных школьных проблем часто скрыты в дошкольном детстве. До наступления школьного возраста родители часто не уделяют должного внимания развитию малыша, на особенности его восприятия окружающего мира, на то как он общается со сверстниками и взрослыми. На то, есть ли у ребенка желание учиться. И «вдруг» когда наступает школьное время, по мнению родителей, у нормального ребёнка начинаются проблемы, накапливаются трудности и вместе с ними негатив, который часто приобретает хронический характер и нежелание идти в школу.
Как все-таки подготовить ребенка к школе психологически, что бы избежать проблем?
- Ребенок, поступающий в школу, должен обладать определенным уровнем познавательных интересов, готовностью к изменению социальной позиции, желанием получать знания. Но помните, что желание учиться и желание пойти в школу имеют существенную разницу. Мотивация ребенка должна быть в получении новых знаний.
- Следующим важным условием успешной школьной учебы является выработка у ребенка способности преодолевать трудности. Важно научить и приучить ребенка начатое дело доводить до логического завершения. Затем нужно морально подготовить ребенка к неизбежным препятствиям и трудностям, возникающим на пути обучения. Осознание того, что ВСЁ ВОЗМОЖНО решить и трудности преодолимы, поможет вашему ребенку правильно относиться к своим возможным неудачам.
- При подготовке к школе необходимо развивать у ребенка способность к анализу, а именно умение сравнивать, делать выводы, сопоставлять и обобщать. Для этого научите ребенка внимательно слушать книгу, то, что ему рассказывает взрослый, последовательно и правильно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.
После чтения важно проанализировать, что и как понял ребенок. Это приучает ребенка видеть суть прочитанного, кроме всего прочего учит последовательной речи и пополняет словарный запас ребенка новыми словами.
- Так же важно воспитать в ребенке любознательность, желание самостоятельно находить ответы на возникшие вопросы, произвольное внимание. Тот ребенок, у которого не достаточно сформирован интерес к получению новых знаний, как правило, ведет себя на уроках пассивно и тяжело справляется с выполнением поставленных учителем задач, так как ему трудно применить для этого усилия, сложно себя заставить.
- Значительную роль играет так же и личностная готовность к школе. В понятие «Личностная готовность» входит желание ребенка в общении со сверстниками и навыки общения, желание быть в роли ученика и адекватность самооценки.
- В определенной степени для будущего школьника важна усидчивость, умение контролировать свои эмоции и поведение, способность выполнять долгое время не совсем привлекательное для ребенка задание. Отличным помощником в воспитании усидчивости являются настольные игры, так как требуют сосредоточенности на одном деле продолжительное время.
- Кроме всего, что выше перечислено, ваш ребенок должен иметь навыки общественной жизни, а значит уверенно чувствовать себя вне дома. Он должен уметь самостоятельно завязывать шнурки, уметь пользовать общественным туалетом и т.д.
Перед началом учебного года заранее:
- Подумайте над вопросом с кем оставить первокласника после уроков
- Познакомьте ребенка с классным руководителем
- Несколько раз посетите с ним его будущий класс, дайте малышу посидеть за партой, ознакомиться с обстановкой. Вместе совершите небольшую экскурсию по школе и школьному двору.
- Постарайтесь познакомить будущего школьника с некоторыми его будущими одноклассниками, замечательно, если ребенок будет ходить в школу вместе с другом проживающим по соседству.
- Расскажите дошкольнику о примерном расписании уроков и времени, которое отведено для уроков, перемен и обедов, возможных линейках перед началом занятий. Постарайтесь заранее ввести ребенка в тот режим дня, который будет, когда он пойдет в школу. Приучите его вставать в определенное время (предположительно в то время, когда он будет просыпаться на занятия) и ложиться спать так же в одно определенное время, это так же поможет смягчить стресс в первые школьные дни.
- Узнайте у ребенка, что он чувствует в свете приближающегося учебного года. Что его пугает, а что радует. Акцентируйте внимание малыша на положительных моментах, на множестве новых интересных занятий и возможности завести новых друзей.
- Объясните ребенку, что волнение в первые дни это абсолютно нормальное явление, и что вы так же в свое время испытывали такие же чувства, но потом все стало замечательно. Успокойте малыша и уверьте, что если возникнут какие-либо проблемы, вы поможете ему их решить, что он не один и вы вместе всё сможете преодолеть.