Учеба в школе творчества YaDoArt
Мы привыкли считать, что рисование – детское занятие. В нем, безусловно, много пользы – оно развивает мелкую моторику, улучшает концентрацию, развивает образное мышление и фантазию. Однако, сейчас рисование становится все более популярным среди взрослых, которые приходят учиться с нуля, не обращая внимания на отсутствие специального образования или таланта.
Елена Элькейс рассказала свою историю – о преодолении детской травмы, учебе в школе творчества YaDoArt и картине за 20 тысяч евро.
- Елена, расскажите, чем вы занимаетесь?
- Я психолог-сексолог, сейчас у меня частная практика. Мои друзья шутят, что я занимаюсь этим чуть ли не всю свою жизнь: к 13 годам у меня был прочитан весь Фрейд, Юнг, Ялом и другие гении психологии. Пару лет назад я начала вести тренинги под руководством супервизора, а после этого ушла в самостоятельное плавание.
- В какой момент вы поняли, что хотите заниматься живописью?
- Я рисовала с детства. Но в 12 лет пережила серьезный стресс: я мечтала поступить в школу живописи в Лондоне, но родители были против. Они боялись, что атмосфера свободы и чужая страна плохо повлияют на подростка. Хотя у меня был талант и неплохие перспективы, пришлось отказаться от мечты. Однако, именно рисование позволило избавиться от последствий этого стресса – для проработки этой ситуации мой психолог посоветовал мне арт-терапию. В школу YaDoArt я попала случайно – просто кликнула на первую ссылку в поиске. Это было три года назад. За все это время у меня ни разу не возникло желания поменять студию или учителей.
- Получается, вы пришли сюда за психологической помощью? Какие цели вы преследуете сейчас?
- Многие работы я писала в период тяжелых переживаний – это суперпродуктивный выплеск эмоций. Я отпустила ту ситуацию и снова начала рисовать – психолог оказался прав. Сейчас живопись для меня – элемент самореализации. В школе я знаменита своими эротическими автопортретами. В этом жанре сходятся две мои страсти: сексология и рисование. В живописи вообще очень много секса. Высокий уровень погруженности, космический контакт с холстом... Удовлетворение, сравнимое с оргазмом, когда ты закончил картину. В моей жизни в силу профессии очень много секса, и это надо куда-то выливать.
- А за какими эмоциями чаще всего приходят в школу?
- Живопись – действенный способ снять напряжение, когда что-то не ладится в других сферах жизни. Это очень «экологичный» вид сублимации – ты не вредишь другим, развиваешься и реализуешь накопившуюся энергию в творчестве. Я привела в группу всех своих подруг, и теперь занятия для нас – способ небанально провести время. Когда вы что-то создаете вместе, это становится сильным позитивным импульсом в отношениях. Даже свидания становятся более интимными и чувственными! Всего за пару часов чужие люди становятся ближе.
- Были ли у вас идеи заняться чем-то другим?
- Работа – мое любимое дело, хобби. Раньше я много танцевала. Сейчас я планирую пойти на пение, но живопись не может быть вытеснена чем-то другим. Это особый вид творчества, и замены ему быть не может. У меня есть друг-аюрвед, специалист с громким именем, который в какой-то момент тоже посоветовал мне начать рисовать. Оказалось, с точки зрения аюрведы живопись – способ медитации, при котором развивается и выражается женское начало. Здесь важен способ рисования: чтобы выразить себя, нужно делать это руками или мастихином.
- Каждый ли может научиться рисовать?
- Ни навыки, ни опыт тут не имеют значения. Многие мои друзья, когда я звала их с собой, отнекивались и говорили, что вообще никогда не держали кисть в руке. Но в результате с занятий они выходили с готовой картиной. Даже без малейших навыков.
- Расскажите про свой первый день в студии. Было ли волнение?
- Сначала был восторг от атмосферы – у YaDoArt очень красивое здание и невероятная обстановка! Но потом меня одолела тревога – я должна была пересилить себя и заново встать к холсту. Мою нервозность видели все, ведь я довольно ярко проживаю чувства и эмоции. И чтобы меня отвлечь, девочки из группы посадили меня рядом с очень красивым мужчиной – можно сказать, они организовали нам маленькое свидание. И тут я собралась, успокоилась. Он меня подбадривал, подсказывал – и все прошло быстро и незаметно. Я замечательно провела время и написала классную картину!
- Почему вы выбрали курс живописи?
- В ней много чувств, много моего отражения. Я пишу мастихином и руками – полный контакт с холстом дает лучшую концентрацию эмоций и внутренней энергии.
- Что вы берете с собой на занятия?
- Студия предоставляет новичкам все, что нужно на занятиях. Я уже «взрослый» художник – у меня свои кисти и холсты. Но в этом нет никакой необходимости, это скорее моя прихоть. Еще я приношу с собой ароматические свечи – для атмосферы.
- Над чем вы сейчас работаете?
- Обычно я пишу параллельно несколько работ. Сейчас у меня не дописаны три или четыре картины, и я совершенно не отрицаю того, что завтра я возьму еще одну. Я пишу так, как мне хочется. У меня есть работа, к которой я не прикасалась полгода, потому что я не готова. Для каждой картины нужно особое настроение.
- Сколько времени нужно, чтобы закончить одну картину?
- Картину можно написать и за три часа, и за восемь встреч. У меня была работа, которую я писала своему молодому человеку в подарок. Мы прикинули с преподавателем, что я напишу ее за девять сеансов, но мне хватило трех с половиной. Объективно, это получилось намного быстрее, чем было возможно. Однако, бывают работы, которые я пишу очень долго – все зависит от настроения.
- Что вы делаете с картинами?
- Моя первая картина висит у меня дома. Вторую я подарила подруге. Еще одну – мужчине. А большая часть моих работ выставлена на продажу в коворкинге в башне «Империя». Полгода назад за мою картину предложили 20 тысяч евро. Я отказала. Это была очень эмоционально-затратная работа, и я не была готова с ней расставаться.
- Насколько сложно начинающему художнику продать свои картины?
- Многие девочки из школы продают свои работы. Это реально даже несмотря на кризис. Все зависит от того, как вы сами оцениваете свои работы. Если речь идет только о компенсации затрат на обучение и материалы – это может сделать каждый. Если вы хотите большего – будет сложно. Но заработать что-то всегда можно.
- Как вы оцениваете свои навыки после трех лет обучения?
- Когда я впервые пришла в студию, мне казалось, что я не умею ничего. В прошлом я писала карандашом, акварелью, но маслом я начала писать здесь. Сейчас я могу попросить преподавателя не контролировать мою работу – я достигла того уровня, когда мне уже не требуется постоянное присутствие ментора. Я беру образы из головы, не копирую фотографии. Я считаю, это достойный уровень после трех лет обучения. Во многом это заслуга моего учителя Кристины – она учит живописи, рассказывает, как расставлять тени, как работать с маслом. Но это не только про теорию, но и про практику, про «поболтать», про хорошее настроение. Мне нравится, что на тебя никто не давит. Хочешь сделать по-своему – тебе объяснят, как это должно выглядеть, но никогда не будут перечить, если ты видишь по-другому. Этот уровень свободы очень важен.