Первый раз в первый класс
В современные массовые школы приходят разные дети: обеспеченные и с материальным недостатком, «шустрые» и медлительные, подготовленные к школе и не очень, больные и здоровые.
Давать характеристику им можно еще очень долго, но после небольшого периода обучения детей, как правило, их делят на две группы: успевающие и ученики, имеющие трудности в обучении.
Вторая категория доставляет больше всего хлопот. Причин школьной неуспеваемости несколько: незрелость, плохая подготовка к школе, низкая адаптивность ребенка, соматическая ослабленность.
Однако школьная программа, рассчитанная на среднего ученика, не учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Поэтому радость от самого первого в жизни сентября может омрачиться в дальнейшем проблемами школьного обучения.
Чтобы этого не произошло родителям первоклашек нужно создавать условия для благополучной адаптации ребенка к школе. Речь идет не о новых школьных учебниках, красивой форме и специально купленном ученическом столе, хотя и это немаловажно.
Мы поговорим о психофизиологических условиях школьного обучения первоклассников, которые должны создавать для своих детей родители.
Условие 1: Создание школьной мотивации
С первых дней обучения первоклассника нужно настраивать на ситуацию школьной жизни, подчеркивая важность этого момента. Всё, что происходит вокруг ребенка, является постоянным и значимым.
Важно, чтобы ребенок осознавал свой новый статус: статус ученика. Но не стоит слишком сильно давить на эту область, ограничивая в игре, или нагружая дополнительной ответственностью.
Переход к школьному периоду должен быть постепенным. Именно правильная школьная мотивация решает значимую роль в адаптации к школе.
Условие 2. Выстраивание отношений со сверстниками.
«Это твой класс: дети, с которыми будешь учиться до 11 класса, твои друзья, твои одноклассники», - такой настрой позволяет относиться к сверстникам, как к равным ребенку. Нужно с первых дней учить ребенка уважать сверстников.
Не стоит вызывать у детей негативную или насмешливую реакцию критическими высказываниями в адрес других детей. Это будет формировать у вашего ребенка завышенную самооценку, способную разрушить отношения с одноклассниками. Также нельзя ограничивать общение ребенка, по причине неблагополучной семьи или обычной антипатии. Есть случаи, когда родители просто запугивают ребенка отношениями с одноклассниками. Важность настроя на взаимодействие со сверстниками бесспорна.
Условие 3: Здоровый образ жизни
Именно от родителей во многом зависит психосоматическое состояние первоклассника. Механизм этого довольно прост: ослабленный ребенок часто болеет, пропускает занятия, отстает в учебе.
Начиная «наверстывать» программный материал, ребенок переутомляется, что негативно сказывается на слабом здоровье и нервной системе первоклассника.
Сохранить здоровье первоклассника и укрепить его адаптационные способности поможет соблюдение нескольких правил:
Одевайте ребенка в соответствии с погодой и температурным режимом школы. Помните, что дети забывают о дополнительных атрибутах одежды, и, как правило, в одной одежде проводят школьный день.
- Чаще бывайте на свежем воздухе. По возможности, проходите путь в школу и домой пешком и не отказывайтесь от школьных прогулок.
- Выбирайте в качестве школьной формы только одежду из натуральных качественных материалов.
- Старайтесь обеспечивать ребенка полноценным горячим питанием. Не давайте ребенку в школу скоропортящиеся продукты.
- Ослабленных детей обеспечьте дополнительной защитой с помощью специальных витаминов.
- Проводите курс закаливания.
- Занимайтесь физкультурой и спортом. Совместные занятия спортом будут полезны вам и вашему ребенку.
Условие 4: Режим дня первоклассника.
Режим дня – это важный компонент жизни для всех, но особую роль он играет для первоклассников. Так как правильное распределение во времени основных видов деятельности в первом классе поможет ребенку рационально использовать свое время на протяжении всей жизни.
Основные требования к режиму дня:
- Правильный промежуток времени для сна, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Среднее время сна первоклассника – 8 часов. Однако многие дети нуждаются в увеличенном времени, особенно в первые дни ребенка в школе. Понять это несложно по самочувствию ребенка.
- Чередование время труда и отдыха. Нельзя планировать выполнение домашних заданий сразу после школы. Первоклассник должен отдыхать не мене 2-3 часов.
- Не перегружайте первоклассников дополнительными занятиями в творческих коллективах. Двойная или тройная адаптация может пагубно влиять на нервное состояние ребенка. Введение дополнительных образовательных программ нужно делать либо за год до школы, либо со второго класса.
- Включите в режим время для игры. Помните, что первый класс является переходным этапом от дошкольного к школьному детству. При этом ведущим видом деятельности, по-прежнему, остается игра.
Первый класс сложный период. То, что будет заложено в этот период, останется с ребенком на всю жизнь. И во многом судьба первоклашки определяется взрослыми.