Духовно-нравственное воспитание дошкольников в логопедической практике. Влияние художественной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников Особенности воспитания нравственных чувств личности дошкольников

Обобщение опыта «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу»

Введение
1. Теория
2. Обобщение опыта
3. Вывод
Заключение

Введение
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, ли чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое».
В.А.Сухомлинский.

Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.
Проблема формирования нравственности и гуманности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным.
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.
К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Поэтому проблема этического воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).
Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными
нормами поведения в процессе различной деятельности.
На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием. Это Я.А. Коменский,
К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др.- они освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.
Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д.Ушинского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена. Н.Г.Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления добра и недоброжелательности к ним.
В советской педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания нравственных чувств ребенка уделял В.А.Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве.
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживания радости, а потом уже сопереживание горя.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е.А.Аркин, причем подчеркивал, что ребенок должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. Дети часто смеются без повода. Никогда не надо гасить детскую радость. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах, он становится более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили его душевное состояние, разделили его радость.
На развитие у ребенка представлений о морали, нравственном поведении оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения очень сложен и должен быть заполнен постоянной
кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. Воспитывая у ребенка сознательное отношение к своим поступкам, педагог должен, прежде всего, сам понять причины, побудившие ребенка совершить то или иное действие, а затем непременно узнать, как он объясняет его, и, если это объяснение неточное или неверное, постараться помочь ребенку разобраться.
Воспитание у детей нравственных чувств - сложный процесс. Это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
В настоящее время начался процесс возвращения забытых имен выдающихся русских педагогов - ученых и учителей. Современный педагогический опыт и специальные исследования показывают, что интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем это предполагалось до сих пор. Нравственные качества личности начинают складываться очень рано, уже в первые годы жизни. От того, как будет воспитан маленький ребенок в нравственном отношении, во многом зависит его будущее, его взаимоотношения с окружающими людьми, выполнение им своих обязанностей перед обществом и государством. Вопросам воспитания детей
в духе коммунистической морали советская дошкольная педагогика всегда
уделяла большое внимание. Громадный вклад в разработку этих проблем
внесли Н. К. Крупская и А. С. Макаренко.

Процесс формирования нравственных качеств ребенка-дошкольника является значительно более сложным по своему составу и зависит от значительно более широкого круга условий, чем ход усвоения каких-либо частных умений или знаний. Здесь перед воспитателем ставятся задачи управлять глубинными процессами становления детской личности, природа и закономерности которых пока мало изучены. Для успешного решения этих задач необходимо усилить научную работу в области нравственного воспитания детей, организовать углубленные педагогические, психологические и этические исследования.

Обобщение опыта.

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: « Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».
Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание.
Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление. Например: чем с утра до вечера твердить маленькой девочке, как плохо быть неряхой, лучше прочитать « Федорино Горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок.
Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому свою работу по нравственному воспитанию начала с возрождения интереса у детей к художественной литературе.
На основании опыта работы с детьми могу смело сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей. Для этого я решила как-то помочь родителям в воспитании гуманных чувств и отношений дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.
В основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса принцип воспитания гуманистической направленности через приобщение к общечеловеческим ценностям во всех видах его деятельности выдвинут как ведущий.
Поэтому целью моей работы в нравственном воспитании детей является воспитание уважения к традиционным ценностям, таким, как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Планируя работу по «Нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу ставила перед собой следующие задачи:
1. Воспитательные
1. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.
2. Приобщить детей к истокам народной культуры.
3. Воспитывать эстетический и художественный вкус.
4. Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др.
2. Развивающие.
1. Содействовать развитию речи детей.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
3. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.
3. Обучающие.
1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
2. Знакомить детей с художественной литературой.
3. Расширять представления об окружающем мире.
4. Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.
В начале учебного года провела педагогическую диагностику детей по всем образовательным областям, особое внимание уделила к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Нами была выбрана методика Космачевой Натальи Владимировны.
Методика представляет собой описание показателей и критериев формирования нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников. Когнитивный уровень выявляется путем проведения беседы с детьми о таких ценностях, как доброта - злоба, честность - лживость, справедливость, жадность - щедрость, трудолюбие - лень. Эмотивный и поведенческий уровни выявляются путем целенаправленного наблюдения за эмоциональными и поведенческими проявлениями детей.
По итогам педагогической диагностики детей на начало учебного года 18,5% детей имеют высокий уровень освоения программы, 33,3% - средний уровень, 48,2% детей – низкий уровень.
Исходя из этого, наметила план работы, я изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу.
Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
В течение года познакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями. Формирую у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму).
При реализации перспективного плана важными методами считаю использование беседы с элементами дискуссии, рассказа, примера.
Беседа – обсуждение в вопросно-ответной форме поступков, фактов, событий и т.п.
Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. В совместной беседе дети учатся справедливо оценивать поступки героев художественной литературы, своих сверстников, учатся понимать, что хорошо, что плохо.
Я использую в образовательной деятельности следующую тематику бесед: «Будь вежлив с девочками», «Что хорошо, что плохо и почему», «О чутком и добром отношении к товарищам», «О чутком и добром отношении к людям» и т.д.
При подготовке к беседе и её проведении учитываю следующие требования:
- содержание должно быть интересным для детей, близким их опыту;
- дети должны иметь возможность не только отвечать, но и задавать вопросы, высказывать свое мнение;
- после беседы создавать условия для деятельности детей в соответствии с основными выводами детей.
Я широко используем примеры родителей, сверстников, героев художественной литературы, придерживаясь требований:
- приводимый образец должен соответствовать характеру деятельности ребенка и быть приемлемым для него.
При восприятии произведений художественной литературы предлагаю вопросы, побуждающие детей к сочувствию, сопереживанию, рассуждению по поводу поступков героев.
Во время беседы с детьми после прослушивания литературного произведения Артюховой «Трудный вечер», обратила внимание не только на трудолюбие Алёши, но особенно на его заботливость.
Для реализации цели деятельности использую стихи Е. Благининой «Посидим в тишине». В беседе с детьми подтверждаем проявление заботы дочери об уставшей маме.
Для воспитания сочувствия к старшим, ко всему живому (растительному и животному миру), к игрушкам и разным предметам использую достаточное количество разнообразных произведений художественной литературы, перечень которых отражён в перспективном плане. Приложение № 1. Перспективный план.
Обсуждая с детьми поступки героев сказки В. Катаева «Цветик семицветик», обращаю внимание детей на то, что девочка только тогда по-настоящему обрадовалась, когда исцелила безнадежно больного мальчика. Детей подводила к выводу: делая добро другому человеку, сам становишься счастливее.
Включаю детей в различные виды детской деятельности по мотивам художественных произведений. Например, ребята рисуют по мотивам сказок, рассказов, стихов, детские работы оформляем в выставки детского творчества.
В образовательной деятельности используем игры и упражнения, направленные на овладение эмоциональной отзывчивостью, невербальными и вербальными способами общения и др. В образовательной деятельности используем такие игры и упражнения:
- направленные на развитие способностей детей познать себя и других людей («Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Подарок другу» и т.п.);
- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Мы артисты», «Маски» и т.п.);
- направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай, кто я», «Где мы были – вам не скажем, а что делали – покажем» и т.п.);
- направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Молчанка», «Подари цветок», игра интонациями и т.п.);
- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть» и т.п.).
Использую воспитывающие ситуации, которые побуждают ребёнка совершить тот или иной поступок, действие.
Большое внимание уделяю использованию методов стимулирования и мотивации деятельности – поощрение, благодарность, доверие, похвала и др. С их помощью ребёнок начинает верить в собственные силы и возможности, у него повышается самооценка.
Наблюдая за деятельностью детей, рассматривая продукты детского творчества, обеспечиваю благоприятную эмоциональную обстановку в коллективе, оцениваем работы детей с позиции пользы для другого, разделяем с детьми ощущение счастья.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:
- анкетирование «Нравственное воспитание дошкольников»;
- групповое собрание;
- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЫТЬ ДОБРЫМ»;
- выставки книг;
- провела открытое занятие с участием родителей;
- папка передвижка «Рецепты воспитания нравственности дошкольника»;
- полезные советы;
В течение года проводила индивидуальные консультации и бесед с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т.е. больше внимания уделять своим детям.
Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.
Великий итальянский педагог Мария Монтессори писала, что дети учатся жить у жизни, но если чему-то учиться у жизни, то это творчеству. А творчество невозможно просто «показать», надо самому решать задачи. Вот и возникает вопрос, каким образом ребенок может получить опыт такого решения, читая сказки? Ведь в сказках все задачи предлагаются, казалось бы, уже в решенном виде.
Во- первых, я строю работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.
Во- вторых, в ходе изучения каждой сказки последние занятия посвящены проигрыванию, рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.
Я считаю, что самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения от неожиданной идеи. Мышление заработает, если дети поймут, что им надо не отгадывать мысли взрослых, а действовать самостоятельно, не боясь ошибок.
В- третьих, решаем проблемы в сказках при помощи схемы или наглядной модели. У детей дошкольного возраста мышление наглядное - оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Ребенок может несколько раз сменить точку зрения. Чтобы не потерять нить дискуссии (и детям, и взрослому) нужна опора. Такой опорой может стать наглядная модель или схема. Так, с помощью сказки, я развиваю у детей творческое мышление, умение самому находить ответы на проблемные вопросы. А в жизни у нас часто встречаются противоречивые, проблемные ситуацию. И человек, у которого развиты логика, творчество, умение думать и решать задачу, всегда найдет ответ на, казалось бы, неразрешимую задачу.
Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.
В течение года систематически читала русские народные сказки такие как «Крылатый, мохнатый, да масленый», В. Маяковского «Кем быть?», рассказоы Б. Житкова «На льдине», Б. Гладкова «Обвал», Н. Носова, В. И. Воробьева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. Осеевой, Толстого, В. Одоевского «Мороз Иванович», К. Д. Ушинского, Е. Пришвина, Воронковой, пословицы о дружбе, о труде. Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций и важный момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения. Книги подбирались выразительные, яркие - начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Могучим средством воспитания детей является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

Вывод
Анализируя полученные данные, я пришла к выводу, что проделанная работа по нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу имеет свои положительные результаты. Они свидетельствуют, что к концу года удалось повысить уровень детей. На конец учебного года 51,9 % детей имеют высокий уровень освоения программы, 29,6 % - средний уровень, 18,5 % детей – низкий уровень.
К концу года дети умеют определить основных героев (о ком говорится в произведении), пересказать текст, высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).
Заключение:
Проводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

МБДОУ «ЧЕРЛАКСКИИ ДЕТСКИЙ САД №9 комбинированного вида »

«СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ РЕЧИ».

ПРОВЕЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ ШИХОВА Н. Ю.

Программные задачи:

Формировать умение детей определять по схематическому изображению глаз настроение людей.

Развивать диалогическую форму речи, стимулируя собственныевысказывания детей, являющиеся основой познавательного общения;формировать умение согласовывать прилагательные ссуществительными в роде, числе, падеже.

Расширять знания детей о пользе и вреде здоровью.

Закреплять знания о возрастных и половых особенностях во внешнемоблике человека.

Воспитывать интерес к собственной личности.

Материал: кукла, ширма, телефон, микрофон, мольберт, фломастеры (2 упаковки). Запись на магнитофоне: «Внимание! Розыск!».

Ход занятия:

Звучит звукозапись: «Внимание! Разыскивается мальчик! Особые приметы: волосы рыжие, глаза голубые. Одет:в красную рубашку в горошек, синие штанишки. Просьба нашедшего или того, кто его видел, позвонить по телефону: 2-5-5, повторяем телефон 2-5-5.»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, среди нас нет такого? (дети рассматривают и сравнивают). (Воспитатель обращает внимание на куклу). – Так вот же он, посмотрите, похож он на того, кого разыскивают? (рассуждения детей)

Воспитатель обращается к кукле.

Восп.: Ты потерялся?

Кузя: Нет, я просто пришел к вам в гости. Здравствуйте! (дети здороваются)

Восп.: Как тебя зовут?

Кузя: Меня зовут Кузя. А вас?

Восп.: Меня зовут Наталья Юрьевна.

Кузя: Очень приятно.

Восп.: А с ребятами ты хочешь познакомиться?

Восп.: Как тебя зовут? (спрашивает несколько детей)

Кузя: Вы все такие одинаковые, что я не могу вас отличить и запомнить.

Восп.: Нет, Кузя, ты ошибаешься, все люди разные и мы тебе сейчас

докажем. Ребята, давайте поиграем в игру: «Мы разные»

(дети встают, воспитатель называет ребенка). Посмотри и скажи, кто из ребят

самый высокий, самый низкий.

У кого светлые волосы (шаг вперед).

У кого темные волосы? (2 шага вперед)

У кого на голове есть резиночки? (поднять руки)-У кого на одежде пуговицы? (руки вперед)

У кого в одежде есть красный цвет (сядьте на стульчики).

Восп.: Теперь, Кузя, ты видишь, что у каждого человека в наличии есть что-то такое, чего нет у других. Кузя: Да, конечно!

Восп.: Поэтому все люди разные. А ты знаешь, чем люди похожи между собой? Кузя: Нет!

Восп.: А вы, ребята, знаете? (ноги, руки, лицо и т. д.) Но если приглядеться, то и эти части тела отличаются друг от друга разными признаками. Например, цвет глаз. Какого цвета бывают глаза? (ответы детей: голубого, зеленого, коричневого). Коричневые глаза называют карими. – Правильно, глаза бывают не только разного цвета, но и выражают настроение (на доске карточка). – Посмотрите на доску, что это? (дети: глаза)

Посмотрите на первую пару глаз (вторую и т. д.). Какое настроение они передают?

Дети: грустное, веселое, злое, удивленное.

Восп.: Кузя, а ты знаешь, когда мы смотрим, друг другу в глаза, то можем увидеть, что человек устал, радуется, печалится.

Восп.: А почему мы плачем?

Кузя: Я знаю, когда мне больно, я плачу.

Восп.: А еще когда?

Дети: печально, больно, радостно и др.

Восп.: Бывают слезы радости и слезы печали. Когда человек плачет, это

хорошо или плохо? (предположения детей)

Восп.: Это хорошо, ведь слезы очищают глаза!

А что может повредить зрению?

Дети высказывают свои предположения.

Кузя: Как интересно, надо все запомнить! А я вот знаю интересное

стихотворение.

Шлеп, шлеп на лужайке

Они не видят ничего!

Восп.: Ой, какое интересное стихотворение! Давайте мы его повторим.

(Дети встают на ноги, имитируют движения в соответствии со

стихотворением).

Восп.: Кстати, носы у людей, Кузя тоже разные. Посмотрите.

(Обращает внимание на схематическое изображение на доске).

Какие бывают по форме носы?

Дети: длинные, короткие, острые, с горбинкой, курносые.

Восп.: Кузя, а ты знаешь, для чего нужен нос?

Кузя: Чтобы держать очки.

Восп.: Ребята, а вы знаете?

(ответы детей)

Восп.: Правильно, для определения запаха, вдыхания воздуха и

немаловажную роль играет в общении друг с другом.

А какой нос у зазнайки в Кузином стихотворении?

(ответы детей)

Почему плохо задирать нос?

Кузя, а ты знаешь, что необходимо иметь в кармане, чтобы нос был всегда

Кузя: Нет.

Дети: носовой платок.

Восп.: Ребята, а какие еще части лица вы можете назвать?

(предлагается игра: «Нарисуй портрет»: 2 команды, одна рисует мальчика,

другая – девочку. По команде воспитателя: 1-й – нос, 2-й – глаза и т. д.).

Восп.: Кузя, а ты проверяй.

Давайте дадим им имена.

Кузя: Можно я их назову? (дает имена)

Восп.: В нашей группе тоже есть мальчики и девочки.

Кузя: Я бы хотел поближе познакомиться с ребятами, можно мне у них взять

интервью?

Восп.: (берет на руки куклу с микрофоном) Давай, Кузя, задавай вопросы, а

ребята будут отвечать.

Ты мальчик или девочка?

Тебе сколько лет?

На кого ты похож (а)?

Ты внучка или внук?

А чья ты внучка?

Как тебя будут называть, когда ты вырастишь?

А тебя? (2-3 ребенка).

Что ты будешь делать, если нет рядом друга?

Кузя: Я так хочу иметь друзей. Можно я буду вашим другом.

Восп.: Ребята, мы так заигрались с Кузей, что забыли, ведь его кто-то ищет.

Вы помните номер телефона? Давайте позвоним (звонит ребенок).

Кузя благодарит ребят за то, что он много узнал от них.

Восп.: А ты приходи к нам в гости еще, но только пусть тебя приведет мама

Жупикова И.А.
учитель-логопед
Детского сада № 214 ОАО «РЖД», г. Черемхово.

«Воспитав человека интеллектуально,
не воспитав его нравственно, - значит
вырастить угрозу для общества».
Теодор Рузвельт

В современных условиях жизни и развития общества проблемы нравственности, нравственной культуры выдвигаются на одно из первых мест как основа гуманистического воспитания молодежи, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. Духовно - нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Самыми доступными средствами для духовно - нравственного развития ребенка, конечно же, является родная речь, в частности художественное слово. К.Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».

Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе заучиванию и рассказыванию стихотворений. Поэтому неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является приобщение детей к родному языку, фольклору, привитие любви к родной речи. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к здоровому образу жизни, труду. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. Привлекать внимание детей нужно яркими образами, вызывающими интерес, а в пословицах и поговорках достаточно кратко и ярко оцениваются различные жизненные позиции, восхваляются положительные качества, высмеиваются недостатки. В фольклорных произведениях содержится целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании.

Для реализации поставленных задач на занятиях использую следующие формы работы:

  • чтение и проговаривание стихотворений, четверостиший, чистоговорок;
  • проговаривание и заучивание песенок, скороговорок, пословиц, считалок, пестушек, потешек, небольших диалогов;
  • чтение произведения и пересказ с элементами театрализации;
  • викторины и инсценировки по сказкам, сочиняем сказки;
  • речевые игры («Телефон», «Цепочка», «Магазин» и др.), где формируются такие качества как коллективизм, дружба, товарищество и взаимовыручка.
  • дидактические игры: «Вежливые слова» (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), «Цветок красивых слов» (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Похвали соседа», «Моя игрушка рассказывает обо мне», «Люблю своих близких» (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких) и др.

Работа по духовно-нравственному воспитанию не ограничивается только занятиями, так как художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка, поэтому праздники и досуги в детском саду являются эффективным средством нравственного и эстетического воздействия на подрастающее поколение. Народные праздники играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, где дошкольники устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

В нашем детском саду сложилась прекрасная традиция проводить конкурсы чтецов, фестивали стихов, поэтические гостиные по сезонной тематике:

  • Фестиваль чтецов «Здравствуй, Зимушка-Зима», «Осенняя фантазия».
  • Фестиваль стихов «Игрушки» по циклу стихов А. Барто - чтение стихов детьми, педагогами и родителями.
  • Конкурс чтецов «Зимняя фантазия»
  • Поэтическая гостиная «Мама - ангел добра»

Дети не только выразительно рассказывают стихи, но и учатся сопереживанию, взаимоподдержке, преодолевать стеснительность в общении со сверстниками и взрослыми.

Нельзя не отметить с точки зрения формирования патриотических чувств праздники и интегрированные занятия, которые проводятся при взаимодействии учителя -логопеда с специалистами (музыкальный руководитель, инструктор физической культуры, педагог-психолог) и воспитателями, где создаются оптимальные условия, способствующие не только коррекции, но и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей:

  • Музыкально-литературный досуг «Краски осени»;
  • Музыкально-поэтическая инсценировка: «В гостях у сказки» -по мотивам произведений К. Чуковского.
  • Тематические занятия: «Космос манит и зовёт», «Победный май»
  • Выставка рисунков: «Герои книг К. Чуковского - «Чудо дерево»
  • Праздник Белых журавлей

При подготовке к праздникам дети учат стихи, песни, роли. При этом дети становятся доброжелательными к окружающим: приветливы, готовы быть полезными, проявляют заботу, проявляют сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о других детях плохо.

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. А ведь именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений. В связи с этим, особую значимость приобретает с родителями.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса, мы разработали с воспитателем старшей группы интерактивную форму работы с родителями «День заботливых родителей»

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

детский сад комбинированного вида №13

Проект по теме самообразования

«Формирование нравственных качеств у детей через речевое развитие»

Воспитатель:

Сафонова Лариса Ивановна

Продолжительность проекта: 1 год.

Старшая группа

Возраст обучающихся: 5-6 лет

2011-2012

Актуальность работы

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Нравственное воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками. Поэтому большую работу по воспитанию нравственных качеств у детей необходимо вести в дошкольном учреждении.

В связи с этим проблема нравственного воспитания детей становится одной их актуальных.

Цель проекта:
Создание условий для решения нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Разработать систему перспективного планирования мероприятий.
Создать предметно-развивающую среду.
Составить конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений.

Формировать нравственную культуру воспитанников, способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье. Развивать чувство самоуважения у детей, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Информационный этап

цель

участники

Занятия познавательного цикла

1 . «Я люблю тебя Россия»

2. Экскурсия по поселку.

1. Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за страну Россию, познакомить детей с российским гербом, флагом, гимном; развивать интерес к историческому прошлому Россию

2. Обобщить элементарные представления о поселке.

Музыкальный руководитель,

воспитатели, дети

2 . «Отчизны верные сыны»

«Путешествие в историю» - богатыри земли русской (просмотр мультфильма: «Илья Муромец», рассматривание репродукции «Богатырь» В. Васнецова. (1870)

Чтение литературы «Князь Владимир»

В. Воскобойников

Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества. Познакомить детей с некоторыми моментами истории, связанными с защитниками Отечества –Великой Отечественной войной 1941 года, героизмом русских солдат и простого народа.

Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.

Воспитатели, дети

Воспитываем патриотов»

Беседа «Тот герой, кто за Родину горой».

Рассказать о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории.

Воспитатели, дети

Чтение художественной литературы

Ч С. Баруздина «Страна, где мы живем», «Твои защитники» Л. Кассиль. А. Барто «На заставе», С.Я. Маршак «Пограничники», Я. Аким «Земля». Н. Кравцова «В ночном полете» Жуков. В. Костецкий «Возвращение»

Рассматривание репродукций «Три богатыря»

Постепенное углубление знаний по принципу от простого к сложному.

Способствовать возникновению устойчивого интереса к художественным произведениям, развивать нравственные чувства.

Обогатить знания детей о Великой Отечественной войне, через рассматривание репродукций.

Воспитатели, дети

Знакомство с музыкальными произведениями о войне:

«Седьмая симфония»

Д. Шостаковича,

песня «День Победы» Д. Тухманова.

Обогатить знания детей о Великой Отечественной войне, через прослушивание музыкальных произведений. -Формировать нравственные чувства у детей.

Воспитывать любовь к Родине, к воинам Российской армии.

Музыкальный руководитель

Экскурсия к памятнику погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Воспитание уважительного отношения к воинам защитникам.

Воспитатели, дети

Творческий этап

цель

участники

Заучивание наизусть : В. Лебедев-Кумач. «Мы храбрые люди», А. Барто. «Кораблик», А. Нехода «Летчики», «День Победы» Е. Шаламонова.

Песни «Ты не бойся, мама!» муз. М. Протасова, сл. Е. Шкловского,

«Мальчишки» муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой, «Мы рисуем голубя» муз. О Ширяевой, сл. М. Лисича.

Воспитание нравственных чувств. Знакомство с творчеством поэтов.

Воспитатели, дети, музыкальный руководитель

Музыкальные игры: «Зоркие глаза» муз. Ю. Слонова. Сбр. Музыка и движение. Под гр.

«Наша Армия» муз. М. Красева. сб. Муз\движение.

«Будь ловким!» музыка Н. Ладухина. Сбр. Муз.\дв.

«Горячий конь» музыка Т. Ломовой. Сбр. Муз.-дв.

Создать условия для развития ловкости, внимания, памяти, быстрого бега.

Музыкальный руководитель, дети

Изготовление атрибутов к играм «Наша Армия» и «Богатыри земли Русской»

Создать условия для реализации творческой активности детей и родителей

Музыкальный

руководитель, дети, родители

Рисование «Мы не хотим, чтоб пушки грохотали»

Лепка «Военная техника».

Конструирование «Кораблик»

Способствовать развитию творчества детей на основе создания образов.

Воспитатели, родители, дети

Оформление в группах уголков по нравственному воспитанию детей

Оформление выставки рисунков

Формировать нравственную культуру воспитанников

Воспитатели

Старший воспитатель

Этап презентация

цель

участники

Музыкально-спортивные досуги;

Спортивные развлечения;

«Самый сильный папа мой!»

(музыкально-спортивное мероприятие)

Праздник « Светлый День Победы»

Заучивание стихов, песен и игр.

Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально - психологического и других компонентов. Награждение грамотами и призами победителей спортивного мероприятия.

Воспитатели, дети, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, родители.

Полученый результ

  • Создана предметно-развивающая среда.
  • Детьми получены знания - информация о своей стране, принадлежность к ней.
  • Составлены конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений.
  • Сформировано у дошкольников представление о родной стране, желание быть гражданином своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Благодаря нравственному воспитанию у детей сформировано представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Дети стали отзывчивыми к взрослым и сверстникам, они умеют проявлять внимание к душевному состоянию, радоваться успехам других детей, стремиться прийти на помощь в трудную минуту друг другу.

Литература:

1.Патриотическое воспитание детей 4-6 лет Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова.

2. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова.

3. «Музыкальный руководитель» журнал №2.05,№2. 06.,№2. 07.,№2.08.

4. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет И.Ф.Мулько.

5. Познавательное развитие. Стар. гр. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

6. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет Н.В.Микляева

7.Социально-нравственное воспитание дошкольников Р.С.Буре.

8.Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Ветохина А.Я.


Ксения Медникова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях логопункта

Слайд Речь

1 Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу представить вашему вниманию свою презентацию на тему : «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях логопункта ».

2 На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. - педагогический процесс усвоения и принятия воспитанниками базовых национальных ценностей,освоения системы общечеловеческих ценностей многонационального народа Российской Федерации.

3 Духовно- нравственное воспитание – это широкое понятие, которое состоит из ряда компонентов : нравственность, патриотизм, гражданственность.

Нравственность – это внутренняя мораль, принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.

Патриотизм – любовь к семье, дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ, толерантное отношение к другим людям, желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания общества.

4 Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности.

5 В содержание коррекционной системы работы с детьми с нарушениями речи я обязательно, на каждом занятии, ставлю перед собой задачи, позволяющие эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в Законе об образовании РФ, Федеральные Государственные Образовательные Стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО, «Концепции духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России», адаптированной программе МАДОУ, программе Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В «Коррекционное развитие и воспитание дошкольников с ФФН и ОНР ».

6 Так как дети с нарушениями речи обладают преимущественно наглядно-образным мышлением, необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими детям более точно представить то, о чём им говорят. На логопункте и в группах создана развивающая предметно- пространственная среда, содержащая материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой (герб, флаг, гимн, портрет президента России, историческим прошлым России, а также материл по духовно-нравственному воспитанию детей (фотографии с изображением храмов, художественная литература по фольклору – сказки, былины, предания).

7 Воспитание патриотизма невозможно без знакомства с историей и русской культурой, которое осуществляется на логопедических занятиях в процессе изучения детьми тем : «Посуда» , «Мебель» , «Одежда» , «Обувь» , «Наша армия» . В ходе изучения этих тем дети расширяют словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают устаревшие слова. Это ведет не только к накоплению номинативного словаря, но и словаря признаков.

8 Неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является приобщение детей к родному языку, фольклору, привитие любви к родной речи. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т. д.) .На логопедических занятиях разучиваем с детьми пословицы и поговорки, скороговорки и чистоговорки.

9 Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сказки учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Поэтому, в процессе коррекционной работы я провожу викторины по сказкам, инсценируем и сочиняем сказки. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Дети слушают, рассказывают русские народные сказки и рассказы, учатся их пересказывать и анализировать.

10 В разделе «Связная речь» и «Развитие лексико-грамматических категорий» представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, подвигами отечественных героев во время ВОВ.

11 Изучая на логопедических занятиях различные лексические темы, связанные с природой «Овощи» , «Фрукты» , «Времена года» , «Зимующие птицы» , «Перелетные птицы» , «Животные» , «Деревья» , «Цветы» , дети знакомятся с природой нашего края, узнают, как она богата и интересна, узнают, что ее нужно беречь, а также решаются чисто логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных прилагательных, единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов , дети учатся образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы, составляют и пересказывают рассказы.

12 Основной задачей взаимодействия учителя -логопеда с воспитателями и специалистами является создание оптимальных условий , способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей. В этом случае нельзя не отметить праздники, которые проводятся в течение учебного года : «День победы» , «День Защитников Отечества» , «Рождество» , «Проводы зимы» и др. При подготовке к праздникам дети учат стихи, песни, роли. Праздники в детском саду являются эффективным средство эстетического воздействия на подрастающее поколение

13 Немаловажным условием нравственного воспитания дошкольника с речевой патологией является отношение к этой проблеме семьи. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно -нравственных ценностей, с е м е й н ы х т р а д и ц и й, в з а и м о о т н о ш е н и й в с е м ь е. В связи с этим, особую значимость приобретает работа логопеда с родителями , так как именно семья является основой, в которой формируются нравственные качества ребенка, которые так необходимы при исправлении речевых недостатков. Чтобы активнее привлечь родителей к воспитательному процессу , мы проводим консультации, мастер- классы, ведем логопедические уголки .

14 Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в организованной определенным образом логопедической работе всегда найдется место духовному обогащению детей , формированию у них высоких моральных качеств, формирование чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину

15 Информационные источники :

Молчанова Е. Г., Кретова М. А. «Развитие речи детей 5-7 лет в логопункте » :Издательство ТЦ Сфера 2015.

Феоктистова Т. К. Шестякова Н. П. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников » : Издательство «ВЛАДОС» 2012.

Каирова И. А. Богдановап О. С. «Азбука нравственного воспитания » :

Пособие для учителя\ М :Просвящение 1997.

Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»: Пособие для педагогов ДУ \ «ВЛАДОС» 2014.

Интернет –ресурсы.

16 Спасибо за внимание!

error: Content is protected !!